Технические аспекты

 

ESSB + Hi Fi – широко и душевно!

Валерий Шкатулин  RX3FM

 

Речь пойдет о формировании качественного HI-FI SSB и расширенного ESSB сигнала на вашей радиостанции.  Для решения этой задачи потребуется всего три вещи:

- высококачественная аппаратура обработки живого звука;

- трансивер достаточно высокого класса.

- ваше желание

 

Основой для формирования такого сигнала служит трансивер с относительно широкой, как минимум 3 кГц, полосой пропускания фильтра основной селекции, формирующий SSB сигнал на передачу. Таких трансиверов ведущих фирм-производителей наберется не так уж и много.

Приведу пример некоторых моделей, хорошо зарекомендовавших себя для решения этой задачи:

 SDR-1000; TS-850+DSP-100; TS-850+FL-257; TS-950SDX; TS-870; TS-2000.

АЧХ ESSB модуляции на передачу у таких аппаратов резко отличается от АЧХ классического SSB сигнала.

   

 

Наиболее бюджетным для радиолюбителей будет вариант TS-850+FL-257. Удобное пользовательское меню и конструктивные особенности аппарата позволяет адаптировать как на прием, так и передачу широкий айкомовский SSB кварцевый фильтр 3.3 кгц(-6дБ.) по 3-й промежуточной частоте трансивера.

Но всё же желательно использовать современные трансиверы, с фазовом формированием  SSB с помощью DSP процессоров. Многие, из которых уже штатными средствами позволяют получить спектр от 100 Гц (порой и ниже) до 3000-3100 Гц. При этом гарантируется хорошее подавление противоположенной боковой полосы и отсутствие несущей частоты.

Правда, возможность оценить в полной мере звучание ESSB станции в эфире доступна не всем. С полосой пропускания фильтра основной селекции 2,4 кГц приемника здесь делать нечего(да простят меня многие радиолюбители, но это факт). Если позволяет эфирная обстановка, принимать ESSB желательно именно в той полосе частот, которую передаёт корреспондент, причём с минимальной неравномерностью АЧХ в полосе пропускания приёмного тракта.

 

 

Однако иметь хороший трансивер на столе - это только пол дела. Прежде, чем подать на него сигнал от микрофона, необходимо «обработать» живой звук. Избавиться от эффекта «пустой комнаты», сделать звук чистым, глубоким, «упругим» на низких частотах(80-160 Гц), придать своему голосу «студийное» звучание - и это все возможно и в полосе 3 кГц или чуть больше! Создать студийное звучание живого голоса  в эфире это не просто «накачать басочки», как думают многие, а гораздо больше. Это и формирование профессионального звука с микрофона, формирование соответствующего АЧХ низкочастотного тракта, и качественная компрессия сигнала(только не теми «исказителями», которые применяются в фирменных трансиверах), и устранение лишних шумов, и создание психоакустических эффектов. Подготовленный к передаче сигнал подается на вход трансивера, у которого тракт формирования сигнала на передачу тоже не должен вносить заметных искажений, то есть быть достаточно линейным от НЧ входа до выхода усилителя мощности. Хочу особо отметить, что для формирования высококачественного SSB, сигнал у многих трансиверов следует подаваться именно на линейный, а не на микрофонный вход, обеспечивая тем самым согласование по уровню и АЧХ. Узлы микрофонных усилителей в некоторых трансиверах имеют цепи коррекции АЧХ, что может отрицательно повлиять на качество вашего сигнала в эфире. Не перегружайте линейный вход трансивера - искажения тут же дадут о себе знать. Простейший контроль по уровню модуляции - индикатор ALC передатчика.

 

         Теперь об аппаратуре обработке живого звука. Сразу скажу, мультимедийная  китайская гарнитура, мотороловские капсули и  дешевый 3-х полосный графический эквалайзер здесь не помощники. Затраты на создание в вашем шеке собственной студии грубо можно оценить в интервале примерно от 600$ и до …, все зависит от ваших фантазий, амбиций и финансовых возможностей. Все необходимые аудио компоненты студии можно например подобрать из широкого перечня аппаратуры, выпускаемой для студий и концертных площадок известной фирмой Behringer http://www.behringer.com, Надежность, прекрасный дизайн, высокие технические параметры и простота в эксплуатации- все это привлекает многих радиолюбителей, да и просто фанатов студийного звука.

1. Микрофон.  Чтобы избежать лишних проблем с наводками, лучше всего использовать студийные конденсаторные микрофоны с фантомным электропитанием 48В, переключаемой диаграммой направленности, такие как например Behringer B2-PRO, B1, микрофоны тульской фирмы Октава MK319A, МК101, 102, 105.

 

Не экономьте денег на микрофоне - это основа формирования живого звука, и чем качественней этот первый элемент в цепи формирования, тем меньше проблем у вас будет в дальнейшем при отладке звука в целом.

 

2. Микрофонный усилитель. Устройство с низким уровнем собственных шумов, фантомным электропитанием 48В, выполненное на лампе или полупроводниках с различными регулировками уровня по входу и выходу, сдвигом фазы на 180 гр. Классическим примером могут служить модели типа Behringer MIC-100, MIC-2200.

 

 

 

 

 

 

Микрофонный усилитель может входить, как составляющая часть голосового процессора типа Behringer VX 2496, который например используется у меня в шеке и имеет ряд дополнительных функций, таких как:

- expander – шумоподавитель;

- tube emulation – эмулятор лампового звучания;

- optо compressor – компрессор сигнала с регулировками уровня и глубины компрессии;

voice-optimized EQ – голосовой оптимайзер-эквалайзер;

- enhanser, opto de esser, fader.

Все в одном флаконе и с очень неплохими параметрами.

 

3. Эквалайзер. Лучше выбирать не графический, а именно параметрический стереофонический эквалайзер, с общим количеством программируемых ячеек памяти по каждой полосе частот не менее 10. В параметрическом эквалайзере вы можете помимо регулирования уровней по каждой полосе выбранных частот изменять добротность режекторных фильтров или другими словами полосу обработки конкретного фильтра, что очень важно. Классический пример такого эквалайзера – это модель  Behringer DSP-1124P.(два независимых канала по 12 фильтров в каждом), с функцией подавителя обратной акустической связи.

 

Левый канал этого устройства можно использовать в тракте передачи, а правый в тракте приемника с выходом на активную акустическую систему или на наушники.

 

Примерная таблица программирования левого канала параметрического эквалайзера.

 

Filtr

Mod

Freq

Fine

Bandwidth

Gain

1

PA

63

+5

70

+14

2

PA

100

0

60

-3

3

PA

125

+3

60

+3

4

PA

160

-3

120

-25

5

PA

200

+3

60

-3

6

PA

320

+1

40

+1

7

PA

400

+6

60

-15

8

PA

800

+1

40

-1

9

PA

1 k

+1

5

-5

10

PA

1.6 k

-3

5

-6

11

PA

2 k

+1

45

-3

12

PA

3.2 k

0

5

+1

 

Голос каждого человека индивидуален, однозначных рекомендаций дать не возможно.

 

4. Компрессор. Недорогое и очень качественное устройство Behringer MDX-1600.

 

 

 

5. Процессор эффектов. Необязательное, но очень интересное по своим возможностям устройство поставит окончательную точку на качестве вашего студийного звука – это модель   

Behringer DSP-2024P.

 

 

 

6.  Behringer DEQ 2496. Многофункциональный процессор обработки сигнала.

 

 

Среди радиолюбителей эта модель пользуется заслуженной популярностью. Это очень мощное 2-х канальное устройство обработки звука, имеющее в своем составе:

- графический 31 полосный эквалайзер:

- параметрический 10 полосный эквалайзер:

- два независимых программируемых компрессора сигналов:

-  шумоподавитель:

-  встроенный генератор розового шума, для снятия АЧХ низкочастотных трактов:

-  лимитер и другие узлы, позволяющие не только произвести качественную обработку звука, но и оценить например акустические параметры помещения студии.

 

 

7. Микшерский пульт  Behringer UB-1002 FX.

 

 

Очень удобная штука! 8 входов, два 3-х полосных эквалайзера, процессор эффектов(100 программ), сквозной тракт для звуковой карты компьютера, индивидуальные настройки уровней. Два микрофонных усилителя с фантомным питанием 48 В.

Собираем все линейные сигналы на одну консоль и распределяем на компьютер, активную акустическую систему и наушники. Чудо иноземной техники – все в полосе частот 20-20000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений 0,005%!

 

8. Наушники. Имея такой качественный состав аппаратуры у себя дома стыдно было не приобрести качественные наушники. Перебрал много моделей в фирме и в итоге остановился на модели Sennheiser HD 555, открытого типа с очень линейной характеристикой, да и просто действительно удобными при долгой работе в эфире.

 

9. Кабели и соединительные разъемы. Здесь все просто – разъемы типа XLR, джеки 6,5 мм, качественный аудиокабель.

 

 

            Процесс настройки и программирования аппаратуры может занять от нескольких часов до нескольких дней(очень приятное занятие!) – все зависит от вашего вкуса и  желаний. Обратите внимание, чтобы общая картина АЧХ вашего сигнала в режиме MONI трансивера была линейной, без резких провалов или выбросов более 15 дБ(это просто недопустимо), с некоторым подъемом в области частот 80-100 Гц и плавным спадом до частот 3000-4000Гц.

Примерно так:

 

В этом вам очень поможет качественная компьютерная программа SpectraPLUSанализатор спектра.

           

Студийное звучание в эфире это не спорт, а просто увлечение или стиль жизни радиолюбителя, как хотите, ведь должно же быть в человеке все красиво и душа и …, голос в эфире.

 

Удачи и до встречи в ESSB!

 

73! Валерий RX3FM.

 

 

RW3PS © 2006 - 2008